(Пензенской епархии Пензенской митрополии), расположен в г. Пензе.
В кон. 80-х гг. XVII в. 30 отшельниц стали хлопотать об открытии в Пензе жен. мон-ря. В дек. 1689 г. священник пензенской ц. в честь Рождества Христова Петр Иванов безвозмездно уступил «безместным старицам» Таисии и Феодосии свою усадьбу (49×88,5 м) на ул. Большой (позднее Троицкая, ныне ул. Кирова) (Хвощёв. 1904. С. 352-353), к-рая располагалась к северовостоку от крепости, на покатом склоне, спускающемся к р. Пензе. 5 дек. 1689 г. сестры получили купчую на расположенную неподалеку усадьбу вдовы Ф. И. Кировой (матери дьячка ц. в честь Рождества Христова Ивана Иванова), приобретенную за 4 р. В том же году или в нач. 1690 г. вдова Агафья Осипова подарила старицам свою усадьбу, к-рая находилась между 2 ранее полученными. Т. о. сформировался участок размером ок. 1 га (Там же. С. 354). В кон. 1690 или в нач. 1691 г. от имени всех сестер 3 старицы - Таисия, Феодосия и Капитолина (по др. сведениям, Екатерина) подали челобитную на имя царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей о создании мон-ря. После получения дозволения на строительство обители от гражданской власти свящ. Петр Иванов, а затем «пензенские градских всяких чинов жители» направили соответствующую челобитную патриарху Московскому и всея Руси Адриану (Там же. С. 356-357).
15 окт. 1692 г. патриарх подписал благословенную грамоту, согласно к-рой в Пензе дозволялось «построить девичь монастырь, да в нем две церкви, одну во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, да по сторону тоя церкви другую церковь во имя святыя апостол Петра и Павла, деревянные» (имелся в виду 2-престольный храм) (Там же. С. 357-358). С начала своего существования монастырь был особножительным. В кон. XVII в. причт обители включал священника и причетников, к 1738 г.- 3 священников и причетников, к 1764 г.- 2 священников, 2 диаконов, 3 дьячков и 2 пономарей (Там же. С. 375), к 1907 г.- 2 священников и 2 диаконов на псаломщических вакансиях (Пензенская епархия. 1907. С. 305). Уже с 10-х гг. XVIII в. в обители существовала больничная келья, а с сер. XVIII в. и вплоть до закрытия имелся отдельный больничный корпус (к 60-м гг. XIX в.- на 20-30 коек).
В 1764 г., после введения монастырских штатов, П. Т. м. был причислен к 3му классу. 2 авг. 1770 г. обитель пострадала от сильного пожара. Со 2-й пол. 20-х по 30-е гг. XIX в. мон-рь переживал кризис. Согласно донесению игум. Надежды (Ломтевой), к 1837 г. П. Т. м. представлял собой «гнилье и деревянные развалины», «иконы были самой дешевой и невзрачной живописи; ризница и сосуды богослужебные были убогие; о богослужебных книгах и вообще библиотеке и говорить нечего: была нищета и убожество» (Маловский. 1879. С. 32). Расцвет обители пришелся на сер. XIX - нач. XX в. В 1846-1857 гг. при мон-ре действовало Пензенское училище (приют) для девиц духовного звания, к-рое размещалось в 2 кельях П. Т. м. До 1849 г. преподавание в нем «всецело лежало на сестрах обители» (Полосин Н. И. Духовное образование в Пензенском крае // Очерки истории нар. образования Пензенского края. Пенза, 1997. С. 37; учебную программу 1853 г. см.: Родичева Е. А. Мон-ри Ср. Поволжья во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Пенза, 2012. С. 121-122). Постройки мон-ря пострадали во время пожара 29 июля 1858 г., но вскоре были восстановлены. 21 окт. 1871 г. в мон-ре введен общежительный устав (Дворжанский. История. 1999. С. 149). 22 нояб. того же года при обители открылось училище для девочек-сирот духовного звания («сиротский приют») на 10 воспитанниц (Там же); впосл. в нем обучались девочки-сироты из разных сословий (в 1909 г.- 12 чел.). В посл. четв. XIX в. при П. Т. м. была открыта бесплатная столовая (в 1892 г. ее посещали до 20 чел.). В посл. четв. XIX - нач. XX в. благодаря заботам игум. Рахили (Тарховой) получил известность монастырский хор, для работы с ним приглашались в 1884 г. В. П. Войденов, а позднее - А. Н. Карасёв. В 20-х гг. XX в. Троицкий собор обители заняли обновленцы, к-рые использовали его вплоть до закрытия (Там же. С. 330). В 1927 г. монашеская община П. Т. м. была распущена.
Первой игуменией монастыря стала в 1694 г. Анисия, она же названа в качестве настоятельницы в нач. XVIII в. В 1717 г. упоминается игум. Мария, в 30-х гг. XVIII в.- игум. Марина. Далее мон-рем управляли игум. Александра (не позднее 1741-1757), казначея мон. Елисавета (1757-1763, 1771-1773), игумении Анна (1763-1765), Фотиния (1765-1766) и Феврония (1766-1771). 2 авг. 1774 г. игум. Ермила (1773-1775) участвовала в торжественной встрече жителями Пензы Е. И. Пугачёва, за что позднее «с восемью другими монахинями лишена мантий по прикосновенности к делу самозванца». В 1775-1789 гг. обитель возглавляла игум. Александра (в миру Варвара Евстратовна Кекина), много сделавшая для развития П. Т. м. Ее преемницей стала игум. Евпраксия (в миру Авдотья (Евдокия) Ивановна Никулина; 29 нояб. 1789 - 8 февр. 1812), поступившая в П. Т. м. в 1778 г., а в 1785-1789 гг. возглавлявшая тамбовский в честь Вознесения Господня женский монастырь. В 1812-1826 гг. настоятельницей обители была игум. Олимпиада, ранее состоявшая казначеей, в 1826-1828 гг.- игум. Нектария, в 1828-1837 гг.- игум. Евлалия (Мансырева), отправленная за плохое управление обителью простой монахиней в арзамасский во имя преподобного Алексия, человека Божия, (Новодевичий) женский монастырь. Целую эпоху в истории П. Т. м. составило настоятельство Надежды (в миру Марфа Ломтева; 1837 - 1 нояб. 1879), которая в 1824 г. стала его послушницей, в 1837 г. возглавила обитель, а в 1838 г. была возведена в сан игумении. После краткого управления монастырем переведенной из Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря в Керенске (ныне Вадинск) мон. Людмилы (1879 - дек. 1882) новой настоятельницей была избрана мон. Рахиль (в миру Людмила Васильевна Тархова; 11 янв. 1883 - 27 янв. 1909), к-рая с 1853 г. была послушницей П. Т. м., а с 1877 г.- монахиней и членом совета монастырского управления. 6 авг. 1883 г. мон. Рахиль была возведена в сан игумении. Ее преемницей стала игум. Маврикия (в миру Мария Кузьминична Сорокина; 13 апр. 1909 - 25 авг. 1917). Она поступила в П. Т. м. еще в 1859 г., приняла постриг в 1874 г., а в 1891 г. вошла в совет сестер управления экономией монастыря и была утверждена ризничей. Последней известной настоятельницей обители являлась Руфь (в миру Екатерина Ивановна Пестровская; 16 окт. 1917-1924), которая исполняла должность настоятельницы в течение завершающих месяцев управления мон-рем игум. Маврикии. 11 нояб. 1919 г. она была арестована Пензенской губ. ЧК вместе с еп. Пензенским сщмч. Иоанном (Поммером; впосл. архиепископ), находилась в заключении до 14 мая 1920 г. (ЦА ФСБ России. Д. Р-33149. Л. 86-86 об.).
Списки монахинь обители до кон. XVIII в. утрачены, первый из сохранившихся датируется 1790 г. К 1764 г. в монастыре проживали игумения, 9 монахинь и 56 белиц (престарелых вдов и девиц) (Хвощёв. 1904. С. 375). К 1790 г. в обители насчитывалось 18 насельниц (в т. ч. 3 рясофорные послушницы), в 1800 г.- 58 насельниц (в т. ч. 14 рясофорных и 29 простых послушниц), в 1862 г.- 64 насельницы. В 1909 г. в П. Т. м. подвизалось 82 чел. (игумения, 16 штатных и 47 нештатных монахинь, 18 указных послушниц), 252 сестры находились на испытании; в 1914 г. насчитывалось 98 чел. (игумения, 16 штатных и 37 нештатных монахинь, 44 указные послушницы), 239 сестер находились на испытании; в 1918 г. насчитывалось 222 чел. (игумения, 110 монахинь, 111 послушниц), 125 сестер находились на испытании.
Среди известных пострижениц обители - мон. Дорофея (в миру Дарья Михайловна Новикова (урожд. Мартынова)), родная тетя Н. С. Мартынова, убившего на дуэли поэта М. Ю. Лермонтова. В П. Т. м. она поступила в 1788 г., а в 1795 г. приняла там постриг, позднее была настоятельницей нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря (22 июня 1802 - 22 февр. 1831). Мон. Дорофее посвятил оду «На пострижение благородной особы» пензенский вицегубернатор поэт кн. И. М. Долгоруков.
В 1861 г. в П. Т. м. из тамбовского Вознесенского мон-ря была переведена старица Анна (Ɨ 23 апр. 1861). Она была сослана в Тамбов под именем вдовы коллежского асессора Анны Ивановны Степановой, однако на ее высокое происхождение указывал наперсный крест с надписью на оборотной стороне: «Царевна Анна» - и с вензелевым изображением имени имп. Павла I (по одной из версий, А. И. Степанова - внебрачная дочь имп. Павла I Петровича и Г. И. Алымовой).
В марте 1698 г. подьячий Пензенской приказной избы Осип Иванов отказал мон-рю 2 усадьбы (Там же. С. 360). В 1699 г. игум. Анисия обратилась за содействием в получении земельных владений к проезжавшему через Пензу воспитателю царя Петра I Алексеевича боярину кн. Б. А. Голицыну. Тогда же была составлена челобитная на имя царя с просьбой наделить обитель землей. 25 июля 1699 г. монахиням и причту П. Т. м. была выделена земля в Пензенском у., однако выпись из отказных книг на владение этой землей была им дана из Пензенской приказной избы только 30 июня 1702 г. Сами насельницы эту землю не обрабатывали, но в то время легко было найти работников из беглых, селившихся в еще недостаточно освоенных районах России. На полученной монастырем земле образовалась небольшая дер. Нов. Пензятка (позднее - Пензятка (Монастырщина); в 1717-1718 в ней жили 23 чел.). Причту П. Т. м. с 1702 г. принадлежала земля у р. Пензятки, в 15 км от Пензы (114,7 га пахотной земли и сенных покосов на 850 копен), монахиням там же - свыше 81,9 га земли, которая во 2-й четв.- сер. XVIII в. не обрабатывалась. В 1747 г. монастырю отошла усадьба канцеляриста Максима Леонтьева (Там же. С. 374. Примеч. 2).
После секуляризации церковных имуществ 1764 г. П. Т. м. утратил свои земельные владения. По штатам мон-ря 3-го класса на его содержание из казны было выделено в год 375 р. 60 к., из к-рых игумении предназначалось 40 р., казначее - 15 р., каждой из 15 штатных монахинь - по 10 р., 2 священникам - по 20 р., 2 церковникам - по 10 р., 3 служителям - по 8 р. и на платеж за них оброчных и подушных денег - по 2 р. 20 к. за каждого; на церковные нужды (просфоры и отопление) - 30 р. и на ремонт мон-ря и содержание ризницы - 50 р. (Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 157).
В XIX в. благодаря жителям Пензы, составлявшим духовные завещания в пользу П. Т. м., и проявлявшим активность настоятельницам обители монастырская территория расширялась. Так, в 1818 г., после смерти вдовы коллежского асессора Е. Н. Башевой, по ее завещанию мон-рю перешло усадебное место, примыкавшее к нему с сев. стороны, с деревянным домом, хозяйственными постройками и садом. Благодаря усилиям игум. Надежды (Ломтевой) в 40х гг. XIX в. были приобретены 2 смежные с мон-рем незастроенные усадьбы (в 1844 - с юж. стороны, в 1849 - с юговост. стороны) (Там же. С. 165). В 1846 г. усадьбу на Набережной р. Пензы, примыкавшую к П. Т. м. и в 1823-1836 гг. принадлежавшую матери Ф. И. Буслаева - М. И. Буслаевой, приобрел диакон мон-ря Н. И. Гусев, который пожертвовал обители половину участка в 1849 г., а другую уступил статскому советнику А. А. Рудневу, в свою очередь также подарившему в 1858-1859 гг. землю монастырю (Там же. С. 178). В 1864 г. П. Т. м. отошла соседняя усадьба коллежской секретарши Засухиной, в 70-х гг. XIX в.- бывш. усадьба Е. И. фон Эссен, примыкавшая к юго-зап. углу монастырской территории (Там же. С. 175). К кон. 70-х гг. XIX в. собственно монастырская территория увеличилась по сравнению с первоначальной почти в 3 раза.
К концу управления мон-рем Надежды (Ломтевой) был сформирован банковский капитал; к 1907 г. общий капитал мон-ря составлял 128 704 р. (в т. ч. причтовый капитал - 15 592 р.).
В нач. XX в. П. Т. м. принадлежали рыбные ловли на озерах Ерня (ныне не существует) и Шкарня и покосы около с. Терновка Пензенского у. (ныне в черте Пензы), пашенная земля в с. Борисовка (ныне Ленино) и дер. Дурасовке (ныне Вязовка) Пензенского у. (ныне Пензенского р-на и обл.), мельница и круподранка в заштатном г. В. Ломов (ныне село Нижнеломовского р-на Пензенской обл.), строевой и дровяной лес в Засурском лесничестве в Городищенском у. (ок. 164 га; лес был получен в 1801, 1841 и 40-50-х гг. XIX в.). На правом берегу р. Суры, в районе пос. Ахуны (ныне в черте Пензы), на площади свыше 100 га располагались огороды, посевные поля, сенокосы, теплицы, скотный двор и пасека П. Т. м. Всего земельные владения мон-ря составляли ок. 314,5 га.
К 1763 г. библиотека монастыря включала ок. 50 богослужебных книг. Судьба собрания после закрытия П. Т. м. достоверно неизвестна.
Архив мон-ря формировался с момента основания обители. Основной сохранившийся комплекс документов с 1700 по 1917 г. находится в Гос. архиве Пензенской обл. (Ф. 128), отдельные материалы содержатся там же в фонде Пензенской духовной консистории (Ф. 182) и др.
Среди икон П. Т. м. к 1784 г. имелись: образ Живоначальной Троицы, одетый в новую, серебряную, кованую ризу с 3 богато украшенными позолоченными венцами и приложенным на серебряной цепочке крестом с мощами прп. Александра Свирского; Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе с венцом и вызолоченным убрусом; икона Живоначальной Троицы с 5 серебряными позолоченными венчиками; Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» с ризой и венцом из красной меди; образ Спаса Нерукотворного над царскими вратами с серебряными позолоченными окладом и венцом (Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 159-160). Главной святыней обители в нач. XX в. считалась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», почитавшаяся как чудотворная (Православные русские обители. С. 390).
Среди богослужебных книг выделялись 4 напрестольных Евангелия (1694, 1748 гг.; оба - с серебряными позолоченными изображениями креста и евангелистов; 1763 г.- на александрийской бумаге, обложенное серебряными чеканными досками с позолоченными изображениями евангелистов на них; 70-80-х гг. XVIII в.). В 1792 г. в П. Т. м. поступили церковные сосуды, серебряные с позолотою и финифтью, украшенные камнями. 15 окт. 1911 г. в П. Т. м. с Афона была доставлена копия чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» (Дворжанский. История. 1999. С. 239).
14 марта 1922 г. в П. Т. м. произведено изъятие церковных ценностей (общим весом свыше 137,5 кг), в т. ч. было изъято ок. 70 риз и ок. 15 венцов с икон, украшения с 5 больших Евангелий, серебряная оправа с большого Евангелия, церковная утварь (4 кадила, 10 потиров, 10 дискосов, 4 ковша, 3 лжицы, 3 звездицы, 3 дарохранительницы, 18 блюдец) (Трудовая правда: Газ. Пенза, 1922. № 66).
Первоначально все строения обители были деревянными.
Стала 1-м храмом обители. Антиминс был получен 23 авг. 1693 г. (Хвощёв. 1904. С. 365 (7201 год ошибочно переведен как 1692)). Никаких конкретных данных источники о ней не сообщают. Возможно, она была временной и размещалась в одной из келий до возведения монастырского собора. К 1702 г. ее упразднили.
Собор во имя Живоначальной Троицы с приделом в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». По благословенной грамоте патриарха Адриана, данной летом 1700 г. (Там же. С. 363) в ответ на просьбу монахинь, в обитель в 1700-1702 гг. было перевезено приготовленное к сносу ветхое деревянное здание соборного храма Пензы во имя Всемилостивого Спаса. Он был собран в обители и получил новое посвящение. В 1746-1747 гг. его перестроили в камне на пожертвования представителей пензенских дворянских родов Дурасовых, Кекиных, Кологривовых и др., венчало собор декоративное деревянное пятиглавие. К собору примыкала каменная трапезная, смежная с колокольней. В результате пожара 1770 г. на соборе и его трапезной сгорела крыша, в своде трапезной лопнули металлические связи. Несмотря на многочисленные просьбы, вопрос о выделении средств на реставрацию после пожара решался крайне медленно, и процесс затянулся до 1779 г. Текущие ремонтные работы полностью не исправили положение, и к кон. 1789 г. собор окончательно обветшал: «...настоящая во имя Святыя Троицы с приделом в трапезе во имя Одигитрии Божия Матери пришла во многих местах внутренности и наружности во обветшание, а именно: полы деревянные в настоящей и придельной церквах и во святых алтарях, неровно помещенные, рассохлись и колеблются, арки под сводами по старинной архитектуре очень низкие, окна очень малые, кровля настоящей церкви хотя и железная, но ветхая, на трапезе - деревянная и вся обветшала» (Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 160). Ремонт собора было решено совместить с его переделкой: в 1795 г. появилась пристройка с сев. стороны, а в 1798 г.- перед юж. входом, под к-рой была устроена кладовая. В том же году к трапезной собора с юж. стороны был пристроен придел во имя св. ап. Иоанна Богослова, в к-ром пензенский мещанин резчик Н. Ф. Каргаполов изготовил иконостас, украшенный позолотой, престол и жертвенник. 21 нояб. 1809 г. был заключен подряд с крестьянином дер. Кулачихи Балахнинского у. Нижегородской губ. И. П. Кулаковым, к-рый в 1810 г. возвел сев. придел и перестроил южный, соединив его широкой аркой с собором. Одновременно было полностью перестроено завершение собора: он сохранил пятиглавие, но при этом все купола были выложены из камня, а барабан центрального купола стал световым. Юж. придел во имя ап. Иоанна Богослова был освящен в 1810 г. архимандритом саранского Петропавловского мон-ря Арсением; время освящения сев. придела в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» неизвестно.
К 1900 г. Троицкий собор обветшал и был разобран. Проект нового собора разработал архит. А. Г. Старжинский, 10 мая 1900 г. проект был утвержден. Однако после открытия фундаментов старого собора выяснилось, что необходимы полная их выборка и создание свайного поля (всего на дне углубленных канав и котлованов под пилоны было забито более 500 свай). Исходный проект был частично изменен Старжинским и 16 июля 1901 г. вновь утвержден. Работы по возведению храма велись под личным наблюдением архитектора, кладка была завершена в 1903 г., в 1904 г. он был оштукатурен и побелен внутри и снаружи, в 1906 г. в нем настелили чистовой пол. 18 сент. 1911 г. состоялось освящение главного престола собора во имя Живоначальной Троицы; справа был устроен придел во имя ап. Иоанна Богослова, слева - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Благодаря живописной многоглавой композиции и пышному декоративному оформлению с использованием элементов древнерус. зодчества XVII в. сооруженный в рус. стиле собор занял доминирующее положение в ансамбле обители.
В 1717 г. в П. Т. м. по благословению местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского) на средства дворянина А. Г. Блохина был возведен деревянный храм, в к-рый Блохин передал также утварь и иконы. В 1747 г. храм был упразднен, а его престол перенесен на 2-й ярус новой каменной колокольни.
Колокольня монастыря была построена вблизи Троицкой ул. в 1746-1747 гг., когда возводили в камне Троицкий собор (Там же. С. 155). На 2-й ярус каменной шатровой колокольни был перенесен престол во имя прп. Александра Свирского, при этом алтарь храма оказался помещен над трапезной Троицкого собора. В 1770 г. в «своде трапезной, над которым находился алтарь церкви прп. Александра Свирского, от пожара лопнули металлические связи, а передняя стена трапезной, на которую опиралась колокольня, просела и растрескалась». Пострадал и большой колокол - весом 70 пудов (свыше 1146 кг). После выделения в 1779 г. средств на реставрацию обители колокольня была разобрана, вместо нее к 1782 г. возведена 2-ярусная колокольня в стиле классицизма, в к-рой по-прежнему был размещен храм во имя прп. Александра Свирского. 12 сент. 1782 г. на заводе С. Калинина в Пензе «рачением» игум. Александры (Кекиной) был отлит колокол весом 70 пудов 10 фунтов. В 1798 г. П. Т. м. был пожертвован колокол весом 115 пудов (свыше 1883 кг). В 1814 г. тщанием Е. А. Башевой в ц. во имя прп. Александра Свирского был устроен резной позолоченный иконостас, для к-рого написаны новые иконы.
В 1852 г. архит. К. И. Игнатьев представил проект нового монастырского храма. 5 авг. того же года проект рассмотрен в Департаменте проектов и смет, и было предложено изменить фасадное решение храма, сохранив размеры. В результате шатровое завершение заменено большим куполом. Новый проект был утвержден 19 марта 1853 г. (Там же. С. 166). 2 мая 1854 г. состоялась закладка храма. 24 мая 1859 г. был освящен правый придел во имя свт. Николая Чудотворца (ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 1958. Л. 9), в 1860 г.- левый придел в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». В 1863 г. пензенский купеческий сын А. К. Гулидов покрыл позолотой главный иконостас, на что было израсходовано 800 р. 21 авг. 1866 г. еп. Пензенский и Саранский Антоний (Смолин) совершил освящение главного престола. Позднее на хорах храма были устроены приделы в честь Покрова Пресв. Богородицы (справа) и во имя преподобных Антония и Феодосия КиевоПечерских (слева) (к 1907 не были освящены).
К 1764 г. в П. Т. м. находилось 49 деревянных келий, в т. ч. ветхая настоятельская, 7 монашеских и 41 келья для белиц. В 1801 г. слева от колокольни в монастырскую ограду был встроен 2-этажный каменный корпус, переделанный в 1875 г. В 1811 г. крестьянином И. П. Толкачёвым из с. Михайловского Мокшанского у. были сложены келейный корпус и часовня. В 1814 г. напротив алтаря Троицкого собора был возведен 2-этажный каменный корпус, полностью перестроенный в 1844 г. В 1845 г. расширен больничный корпус и вместо прежнего деревянного появился 2-этажный каменный настоятельский. В 1862 г. возведен каменный трапезный корпус, в 1870 г.- каменный училищный корпус, позднее, в 70-х гг. XIX в.,- также каменный ризный и просфорный корпус. В 1908 г. построен каменный келейный корпус. К 10-м гг. XX в. в П. Т. м. располагались 8 каменных корпусов, деревянный казначейский дом, отдельные кельи и хозяйственные постройки (Белохвостиков. 2011. С. 34).
Ограда мон-ря в нач. XVIII в. представляла собой сосновый частокол (Хвощёв. 1904. С. 368). К 1764 г. территория П. Т. м. была обнесена деревянной оградой, забранной в столбы сосновым и липовым пластинником (Там же. С. 374). В 1789 г. на средства мон. Аполлинарии с зап. стороны мон-ря вдоль Троицкой ул. было начато строительство каменной ограды, к-рое было завершено уже после смерти монахини, длина ограды составила ок. 300 м. В 1811 г. крестьянин с. Доброго Владимирского у. и губ. С. И. Русаков взял подряд на строительство каменной ограды с южной, восточной и северной сторон П. Т. м., что и было им выполнено в 1812 г. Ко 2-й пол. 30-х гг. XIX в. ограда пришла в негодность и была отремонтирована, а затем продлена на присоединенные к территории мон-ря участки. На 3 углах стены были поставлены башни, в 2 из которых устроены кельи. Новая перестройка ограды была связана с пожаром 1858 г., после к-рого 5 авг. 1859 г. диакону П. Т. м. был выдан проект на ее переделку. В 1863-1865 гг. монастырская стена была возведена вокруг новых усадеб, включенных в монастырскую территорию, на углу усадьбы Засухиной была поставлена башня. Эти работы выполнил крестьянин дер. Озёрки Арзамасского у. Нижегородской губ. С. П. Якушин.
В склепах Троицкого собора и ц. в честь Сошествия Св. Духа были устроены усыпальницы. В частности, под приделом во имя ап. Иоанна Богослова Троицкого собора были погребены неск. настоятельниц П. Т. м., в т. ч. Евпраксия (Никулина; Ɨ 8 февр. 1812), Олимпиада (Ɨ 1826), Надежда (Ломтева; Ɨ 1 нояб. 1879). Монастырское кладбище располагалось к востоку от алтаря Троицкого собора. Там похоронены декабрист и театральный деятель И. Н. Горсткин (1798-1877), Е. Ф. Вигель (1772-1867), дочь пензенского губернатора Ф. Л. Вигеля, пензенский уездный предводитель дворянства А. Н. Селиванов (1862-1917), архит. В. П. Семечкин (1843-1917). Одним из последних в П. Т. м. был похоронен гофмейстер А. А. Арапов (1832-1919). После закрытия монастыря кладбище было ликвидировано.
После роспуска монашеской общины П. Т. м. богослужения в его храмах еще нек-рое время продолжались. В янв. 1930 г. был закрыт Троицкий собор, в апр. 1931 г.- ц. в честь Сошествия Св. Духа. Согласно воспоминаниям жителей Пензы, после разгона общины стало появляться знамение, предвещавшее более страшные гонения: на куполе ц. в честь Сошествия Св. Духа по ночам возникало яркое светящееся пятно, на к-рое сбегались смотреть со всего города. По распоряжению городских властей его сначала закрасили черной краской, затем завесили мешковиной, однако это не помогло, и в 30-х гг. XX в. главу храма сломали.
В 30-х гг. прошли аресты монахинь бывш. обители, всего до 1938 г. было арестовано 18 чел., из которых 5 были расстреляны (Евдокия (Кузнецова) - в 1937, Евдокия (Кабанова), Вера (Кузьмина), Анастасия (Пчелинцева) и Прасковья (Шакурова) - в 1938).
На территории бывш. мон-ря размещались мастерские, общежитие, клуб, бывш. монастырские кельи и проч. постройки были приспособлены под жилье. В здании ц. в честь Сошествия Св. Духа размещалось кулинарное ПТУ, в Троицком соборе - реставрационный участок. К 80-м гг. XX в. оказались утраченными завершения храмов, нек-рые корпуса и все хозяйственные постройки, ограда с башнями, в 1977 г. была снесена колокольня. Решением исполкома Пензенского областного совета народных депутатов от 5 апр. 1978 г. Троицкий собор поставлен на охрану как памятник культуры регионального значения. Помимо обезображенных храмов сохранились 6 двухэтажных корпусов: 5 каменных - настоятельский, училищный, 3 корпуса келий (40х гг. XIX в., 1875, 1908), каменно-деревянный (1886), а также одноэтажный деревянный флигель (2я пол. XIX в.).
Постановлением главы администрации г. Пензы Ф. Ф. Дубинчука от 12 нояб. 1992 г. монастырский комплекс был возвращен РПЦ. 25 марта 1993 г. по благословению архиеп. Пензенского и Кузнецкого Серафима (Тихонова) вновь открылся жен. мон-рь. 13 мая 1993 г. его возглавила настоятельница Сканова во имя Святой Троицы женского монастыря игум. Митрофания (в миру Валентина Егоровна Перетягина), переехавшая в Пензу вместе с 18 сестрами. С 1993 г. в П. Т. м. служит духовник обители - митрофорный протоиерей (с 2005) Владимир Спицын. 6 янв. 1994 г. состоялось 1-е богослужение в храме в честь Сошествия Св. Духа, с янв. 1995 г. богослужения совершались регулярно. В 1996 г. восстановлен купол церкви, в 1999 г.- монастырская ограда. 3 окт. 1999 г. П. Т. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и подарил мон-рю напрестольный крест. 8 нояб. 1999 г. архиеп. Серафим (Тихонов) освятил левый придел храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», 6 нояб. 2001 г. еп. Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин; впосл. архиепископ) - главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, 17 дек. 2006 г. - правый придел во имя свт. Николая Чудотворца. На протяжении 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. проходил успешно завершившийся процесс расселения жителей из зданий на монастырской территории.
Весной 2010 г. начались активные реставрационные работы в Троицком соборе. 1 окт. того же года прот. Сергий Лоскутов освятил купола и кресты, к-рые затем были подняты на храм. 18 нояб. 2010 г. при очистке подвала придела во имя ап. Иоанна Богослова были обнаружены останки ок. 15 чел. (настоятельниц и насельниц обители), к-рые по завершении реставрации были перезахоронены на прежнем месте. В 2011 г. восстановлены шатры и купола над трапезной. В дек. 2011 - янв. 2012 г. был снесен ветхий корпус 70-х гг. XIX в., на месте к-рого в 2015 г. благотворителями мон-ря построена богадельня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К 2014 г. в целом были завершены отделка и внутреннее убранство Троицкого собора. 8 июня 2014 г., в день Св. Троицы, митр. Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин) впервые после возрождения совершил в Троицком соборе литургию.
1 нояб. 2010 г. П. Т. м. была передана ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Ахматовка Никольского р-на Пензенской обл., где впосл. было образовано Казанское подворье обители для восстановления монашеской жизни в расположенном близ с. Нов. Селя Шиханском в честь Покрова Пресвятой Богородицы женском монастыре (2 окт. 2013 возрожден как самостоятельная обитель).
11 нояб. 2014 г. игум. Митрофания (Перетягина) скончалась и была похоронена в склепе за алтарем восстановленного Троицкого собора. 13 июля 2015 г. игуменией обители назначена мон. Александра (Макова), с 1 дек. 2014 г. исполнявшая обязанности настоятельницы. С сент. 2016 г. в П. Т. м. действует воскресная школа для детей и взрослых. 25 дек. 2016 г. митр. Серафим (Домнин) освятил левый придел Троицкого собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а 13 дек. 2017 г.- правый придел во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 4 июля 2017 г. в дар обители была принесена икона Живоначальной Троицы XVII в.
К 2005 г. в П. Т. м. подвизались 30 насельниц, в т. ч. 18 монахинь, к 2011 г.- 20 монахинь и 2 послушницы, к 2019 г.- 15 насельниц, включая послушниц и трудниц.
В мон-ре действует швейная мастерская. Мон-рю принадлежит подворье в дер. Б. Валяевка, в 20 км от г. Пензы, где находятся коровник, птичник и огород.